Сетевой маркетинг и MLM (МЛМ) в России – сравнительно новое явление в нашей экономике, поэтому устоявшегося классического определения термина сетевой маркетинг не существует.
Достоверно только одно, что сетевой маркетинг (MLM – бизнес) представляет собой абсолютно легальную и законную предпринимательскую деятельность, точнее, такую систему сбыта товаров и услуг, которая позволяет потребителю стать дистрибьютором сети, создавая все новые и новые уровни-ветви и получая доход как от дистрибьюторов своего первого уровня, так и от даунлайна – то есть от нисходящих ветвей.
История сетевого маркетинга только пишется, однако и за полвека победного шествия по странам и континентам МЛМ–бизнес успел обзавестись собственными мифами и легендами, былями и небылицами, героями и антигероями…
Когда-нибудь летописцы сетевого маркетинга воссоздадут хронологию МЛМ и сетевого маркетинга в порядке последовательности событий - день за днем и час за часом, а мы с вами попробуем внести ясность в путаницу дат и имен сейчас, ибо пресса и другие источники грешат подчас публикацией противоречивой информации, например, о первопроходческих MLM фирмах сетевого маркетинга, да и о сети в целом.
Изобретателем сетевого бизнеса считается Карл Ренборг, химик по специальности, не имевший ни малейшего отношения к торговле. Идея создания маркетинговой структуры, позволяющей одним независимым предпринимателям привлекать к маркетинговой деятельности других не зависимых предпринимателей и получать доход от торговых сделок последних, согласно легенде, осенила К. Ренборга в 1920 году в лагере для интернированных, куда он был помещен по приказу китайской военной администрации.
Полуголодное лагерное существование располагает к возвышенным размышлениям о… еде, и не случайно, что главным изобретением доктора Ренборга стала пищевая добавка, в состав которой входили люцерна, водяной кресс, петрушка, витамины и микроэлементы. От осмысления идеи до создания компании «Nutrilite Products, Inc.» прошло более двадцати лет.
В штате компании Ренборга числился он сам, его юрист и бухгалтер – и никакого персонала! Вместо торговых сотрудников Nutrilite Products нанимала целую армию независимых дистрибьюторов. Главное преимущество и главная новизна такой системы заключалась в том, что Ренборгу не приходилось выплачивать не только заработной платы, но и комиссионных до тех пор, пока вольнонаемные дистрибьюторы не совершили первых продаж.
Ренборг, руководствовавшийся известным высказыванием Джона Поля Гетти – «Предпочитаю использовать в работе один процент усилий от каждого из сотни моих людей, чем 100% своих собственных…», - стремительно разбогател, предоставив прекрасный шанс обогатиться и своим дистрибьюторам. Компенсационный план Карла Ренборга позволял дистрибьюторам получать комиссионные с тех, кого они рекрутировали или спонсировали лично, иными словами, Nutrilite Products, Inc. Была первой в истории одноуровневой компанией сетевого маркетинга.
Рождение американской маркетинговой мечты связывают с именами Рича де Воза и Джея Ван Эндела – двух наиболее удачливых дистрибьюторов Nutrilite Products, основавших в 1959 году свою собственную компанию «Американский путь» («AMWAY»). Конец 60-ых и начало 70-ых гг. минувшего века были относительно спокойным периодом в истории развития МЛМ-бизнеса, и кроме AMWAY, в США действовало лишь три десятка фирм, которые можно было бы условно отнести к сетевым.
Конец 70-х годов под знаком беспрецедентных атак федерального правительства США и управленцев от капиталистической экономики на новую MLM-индустрию. В это время все сетевые фирмы Америки вели героическую полу партизанскую борьбу за выживание! Очередной вехой в истории сетевого бизнеса стал 1979 год, точнее события, развернувшиеся вокруг компании «Американский путь» и принятие так называемого AMWAY-решения: после изматывающего четырехлетнего судебного процесса Верховный Суд США, а следом за ним федеральная торговая комиссия были вынуждены признать бизнес компании легальным и законным. Иными словами, на самом вы соком уровне была подтверждена законность сетевого маркетинга как метода, способа и инструмента дистрибьюции.
За минувшие с той поры четверть века сетевой маркетинг стал настоящей школой социального корпоративного предпринимательства! Десятки миллионов людей, не имевших за спиной больших капиталов, а только страстное желание трудиться и мечту о преуспевании в этой жизни, реализовали себя в MLM-бизнесе. Достаточно сказать, что только за пять лет - с 1979 по 1983 годы - в Глубину пришли пять миллионов молодых американцев! Они вышли из подвалов, гаражей и пустующих складов, чтобы превратить сетевой маркетинг в один из наиболее динамично развивающихся видов предпринимательства 20 века…
По данным независимых экспертов Института Гэллапа и Wall Street Journal, в сетевом бизнесе занято около 2% населения земного шара и примерно 15% населения США. На сегодняшний день в США платят не менее 500 000 мультимиллионеров, причем пятая часть из них нажила баснословные состояния именно в сети. Около 100 000 000 человек во всем мире так или иначе связаны с сетевым бизнесом, а около 20 000 000 дистрибьюторов заниматься им профессионально. Многонациональная армия дистрибьюторов ежегодно увеличиваются на 60 000 человек.
На сегодняшний день компании сетевого маркетинга зарегистрированы в 125 странах мира. По количеству MLM-компаний на душу населения безоговорочно лидирует крошечная Малайзия, где зарегистрировано около 800 компаний сетевого маркетинга, а всего в мировой экономике с разной степенью эффективности действует более 3000 MLM-фирм, причем более 2000 дистрибьюторских компаний работают на территории США, около 500 компаний – в Европе и примерно 50 MLM-организаций - в России.
Совокупный годовой оборот MLM (МЛМ)-сетевых компаний во всем мире составляет более $100 000 000 000, ежегодно возрастая на 20-30%.
По прогнозам Института Гэллапа, в ХХI веке инструменты сетевой дистрибьюции будет применять не менее чем 70% торгово-сбытовых предприятий во всем мире. В настоящее время Япония считается безоговорочным лидером по уровню развития маркетинговой сети. Достаточно отметить, что около 90% производства и сбыта товаров и услуг приходится здесь на сетевой маркетинг. Кстати говоря, в США эти показатели выглядят гораздо скромнее, и через маркетинговую сеть здесь проходит «всего» 50% всей продукции.
Достоверно только одно, что сетевой маркетинг (MLM – бизнес) представляет собой абсолютно легальную и законную предпринимательскую деятельность, точнее, такую систему сбыта товаров и услуг, которая позволяет потребителю стать дистрибьютором сети, создавая все новые и новые уровни-ветви и получая доход как от дистрибьюторов своего первого уровня, так и от даунлайна – то есть от нисходящих ветвей.
История сетевого маркетинга только пишется, однако и за полвека победного шествия по странам и континентам МЛМ–бизнес успел обзавестись собственными мифами и легендами, былями и небылицами, героями и антигероями…
Когда-нибудь летописцы сетевого маркетинга воссоздадут хронологию МЛМ и сетевого маркетинга в порядке последовательности событий - день за днем и час за часом, а мы с вами попробуем внести ясность в путаницу дат и имен сейчас, ибо пресса и другие источники грешат подчас публикацией противоречивой информации, например, о первопроходческих MLM фирмах сетевого маркетинга, да и о сети в целом.
Изобретателем сетевого бизнеса считается Карл Ренборг, химик по специальности, не имевший ни малейшего отношения к торговле. Идея создания маркетинговой структуры, позволяющей одним независимым предпринимателям привлекать к маркетинговой деятельности других не зависимых предпринимателей и получать доход от торговых сделок последних, согласно легенде, осенила К. Ренборга в 1920 году в лагере для интернированных, куда он был помещен по приказу китайской военной администрации.
Полуголодное лагерное существование располагает к возвышенным размышлениям о… еде, и не случайно, что главным изобретением доктора Ренборга стала пищевая добавка, в состав которой входили люцерна, водяной кресс, петрушка, витамины и микроэлементы. От осмысления идеи до создания компании «Nutrilite Products, Inc.» прошло более двадцати лет.
В штате компании Ренборга числился он сам, его юрист и бухгалтер – и никакого персонала! Вместо торговых сотрудников Nutrilite Products нанимала целую армию независимых дистрибьюторов. Главное преимущество и главная новизна такой системы заключалась в том, что Ренборгу не приходилось выплачивать не только заработной платы, но и комиссионных до тех пор, пока вольнонаемные дистрибьюторы не совершили первых продаж.
Ренборг, руководствовавшийся известным высказыванием Джона Поля Гетти – «Предпочитаю использовать в работе один процент усилий от каждого из сотни моих людей, чем 100% своих собственных…», - стремительно разбогател, предоставив прекрасный шанс обогатиться и своим дистрибьюторам. Компенсационный план Карла Ренборга позволял дистрибьюторам получать комиссионные с тех, кого они рекрутировали или спонсировали лично, иными словами, Nutrilite Products, Inc. Была первой в истории одноуровневой компанией сетевого маркетинга.
Рождение американской маркетинговой мечты связывают с именами Рича де Воза и Джея Ван Эндела – двух наиболее удачливых дистрибьюторов Nutrilite Products, основавших в 1959 году свою собственную компанию «Американский путь» («AMWAY»). Конец 60-ых и начало 70-ых гг. минувшего века были относительно спокойным периодом в истории развития МЛМ-бизнеса, и кроме AMWAY, в США действовало лишь три десятка фирм, которые можно было бы условно отнести к сетевым.
Конец 70-х годов под знаком беспрецедентных атак федерального правительства США и управленцев от капиталистической экономики на новую MLM-индустрию. В это время все сетевые фирмы Америки вели героическую полу партизанскую борьбу за выживание! Очередной вехой в истории сетевого бизнеса стал 1979 год, точнее события, развернувшиеся вокруг компании «Американский путь» и принятие так называемого AMWAY-решения: после изматывающего четырехлетнего судебного процесса Верховный Суд США, а следом за ним федеральная торговая комиссия были вынуждены признать бизнес компании легальным и законным. Иными словами, на самом вы соком уровне была подтверждена законность сетевого маркетинга как метода, способа и инструмента дистрибьюции.
За минувшие с той поры четверть века сетевой маркетинг стал настоящей школой социального корпоративного предпринимательства! Десятки миллионов людей, не имевших за спиной больших капиталов, а только страстное желание трудиться и мечту о преуспевании в этой жизни, реализовали себя в MLM-бизнесе. Достаточно сказать, что только за пять лет - с 1979 по 1983 годы - в Глубину пришли пять миллионов молодых американцев! Они вышли из подвалов, гаражей и пустующих складов, чтобы превратить сетевой маркетинг в один из наиболее динамично развивающихся видов предпринимательства 20 века…
По данным независимых экспертов Института Гэллапа и Wall Street Journal, в сетевом бизнесе занято около 2% населения земного шара и примерно 15% населения США. На сегодняшний день в США платят не менее 500 000 мультимиллионеров, причем пятая часть из них нажила баснословные состояния именно в сети. Около 100 000 000 человек во всем мире так или иначе связаны с сетевым бизнесом, а около 20 000 000 дистрибьюторов заниматься им профессионально. Многонациональная армия дистрибьюторов ежегодно увеличиваются на 60 000 человек.
На сегодняшний день компании сетевого маркетинга зарегистрированы в 125 странах мира. По количеству MLM-компаний на душу населения безоговорочно лидирует крошечная Малайзия, где зарегистрировано около 800 компаний сетевого маркетинга, а всего в мировой экономике с разной степенью эффективности действует более 3000 MLM-фирм, причем более 2000 дистрибьюторских компаний работают на территории США, около 500 компаний – в Европе и примерно 50 MLM-организаций - в России.
Совокупный годовой оборот MLM (МЛМ)-сетевых компаний во всем мире составляет более $100 000 000 000, ежегодно возрастая на 20-30%.
По прогнозам Института Гэллапа, в ХХI веке инструменты сетевой дистрибьюции будет применять не менее чем 70% торгово-сбытовых предприятий во всем мире. В настоящее время Япония считается безоговорочным лидером по уровню развития маркетинговой сети. Достаточно отметить, что около 90% производства и сбыта товаров и услуг приходится здесь на сетевой маркетинг. Кстати говоря, в США эти показатели выглядят гораздо скромнее, и через маркетинговую сеть здесь проходит «всего» 50% всей продукции.